Алексей Цветков (Мл). Буржуа.

Недавно известный поэт сказал мне: «А чего такого-то? Я, например, всегда хотел быть буржуазным, не всегда только денег хватало или ума». И я задумался. Когда мы с Борисом Кудрявцевым и Александром Тарасовым, задумывая книжную серию «Час Ч», решили поставить в подзаголовок слова «мировая антибуржуазная мысль», подразумевалось, что это не требует разъяснений. Ошиблись. Ниже я поясняю, о ком идет речь, заменив для экономии бумаги жужжащее слово «буржуа» большой буквой «Б».

Б. — враг всего непонятного. Он не считает, что непонятное нужно понимать. Он считает непонятное просто ошибкой, лишней заморочкой. Когда из-за непонятного начинают сходить с ума, а тем более рискуют жизнью, Б. считает это патологией или опасным фанатизмом. Б. вообще враг крайностей и во всем, даже в построении своих фраз, ценит меру и уравновешенность. «Крайнее» он предпочитает смотреть по видео «для адреналина». Для Б. субкоманданте Маркос – «пиар», Лимонов – «не выросший подросток», Че Гевара – «модный брэнд», а Мао – «параноик у власти». Б. вообще всё великое называет «паранойя» и отказывается видеть в истории некий сверхчеловеческий смысл, как научно постигаемый, так и религиозно открываемый.

Б. старается всегда веселиться, он противопоставляет себя угрюмым и истеричным, для этого к его услугам – антидепрессанты. Культура для Б. есть один из таких антидепрессантов. Б. никогда ни на чём не настаивает, кроме, конечно, собственного б-зного бытия, да и на нём он настаивает молча, а не вслух. Реальность для него прежде всего игра, в которой ценность всего, как на бирже, может завтра поменяться, поэтому Б. ироничен и ни в чем не уверен. Именно так он понимает своих любимых Пелевина, «Матрицу» и Харуки Мураками. Игровое мироощущение происходит от того, что Б – социальный паразит, он ничего не создает и не защищает, т.е. он сам совершенно не обязателен и чувствует это, но никогда себе в этом не признается. Под «индивидуальностью» Б понимает личный и-мейл, напечатанный на футболке или увеличенный отпечаток своего пальца на любимой кружке. Б. очень любит всё позитивное, цветастое и прикольное. Б. сторонится любых специальных знаний, если только за них не платят, т.е. если они не часть его бизнеса. Б. предпочитает обо всем на свете знать по анекдоту, для этого у него есть журналы типа «Афиши».

Самое неприятное в Б. – то, что он считает своё ложное сознание мудростью, сложившейся в результате всей человеческой истории. Б. гуманен, любит природу, детей и женщин, особенно если это не требует от него специальных затрат. Б. путешествует и часто болтает об этом, но он абсолютный турист, т.е. по всему миру, как скафандр, таскает свою б-зность, не умея и опасаясь из неё выйти и прикоснуться к чему-то иному. Ещё одна гнусность Б. – он пытается навязать своё зрение и слух остальным людям как стандарт, к которому нужно стремиться. Ибо Б. любит народ, но не любит «хамов», из которых этот народ состоит.

Грехи Б. – ради него и его мира ежедневно ведутся войны, пылают выбомбленные «силовиками» улицы, корчатся и умирают от голода 12 тысяч «неудачников» в сутки, толпы выходят на панель, продолжается каторжный труд детей на потогонных фабриках «третьих стран», «блюстители» пытают политических заключенных в тюрьмах, отходами потреблятства травится воздух, медиа калечат сознание миллионов. Б. против всех этих ужасов, которыми обеспечено его благополучие. Он наивно не понимает: «Если я сегодня не выпью свой коктейль в клубе, кому-то где-то станет легче?».

Главный страх Б. — страх жертвы. Любая, даже самая «антибуржуазная» идея нравится ему до тех пор, пока не требует жертв. Б. согласен жертвовать только в компьютерной игре. Он, впрочем, может подать нищему, чтобы символически откупиться от подобной судьбы. Он вообще за благотворительность, которая делает мир «умереннее» и «позитивнее».

Б. вечно ждёт «нового», но понимает под этим словом только улучшенные версии старых развлечений. Новых чувств он боится, новые знания оставляет «специалистам», а новых образов не различает, пока его любимые журналы-передачи не разжуют всё это, т.е. не превратят в доступный Б. анекдот. По этому поводу мудрый Б. говорит: «Всё некоммерческое рано или поздно становится коммерческим». В этой фразе надежда на то, что всё удастся разжевать. Б. не понимает, что в разжеванном виде оно теряет свою ценность, а значит вечно от него ускользает. Любимая мысль Б. гласит: потребление в новом веке — это важнейшее из искусств. Б. не лох, чтобы потреблять что попало.

Б. повторяет: «Революции ни к чему не приводят, всем становится только хуже». Это потому, что Б. чувствует, что ему точно станет хуже. Б. должен быть вычеркнут из жизни, как ненужный 25-ый кадр, стёрт, как компьютерный вирус в оперативной системе человечества. Был ли он «необходим на определенном этапе социальной эволюции»? Об этом мы поспорим потом.

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
комментарий был удален

комментарий был удален

комментарий был удален

+
0
отличная статья. перечитываю регулярно
avatar

sekondhead

  • 3 января 2011, 19:30
  • #
+
0
Недавно набрёл на любопытное.
avatar

Lesnaya_biblioteka

  • 11 января 2011, 13:16
  • #

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Закрыть